День 1. Москва — Вена — Прага — Москва

Будучи студентом и аспирантом я довольно много путешествовал по России. Честно говоря, я до сих пор уверен, что отдых на теплоходах — это лучший из возможных видов отдыха: сидишь на палубе, играешь в преферанс в приятной компании и смотришь на живописные берега. Ничего лучше и придумать нельзя. Но после моего выхода на настоящую работу (преподавание и написание диссертации почему-то настоящей работой не считаются) об этом пришлось забыть: никто не даст мне 28 дней отпуска разом, чтобы проплыть от Москвы до Ростова-на-Дону и обратно. Пришлось искать более скромные по временным рамкам варианты отдыха. Выбор пал на поездку по старушке-Европе. По каким принципам я выбрал страны для посещения я и сам до сих пор не понимаю, но сейчас я пишу эту запись, сидя в поезде Москва-Вена. И чем больше я сижу в этом поезде, тем яснее понимаю, что надо было лететь на самолёте. Аэрофобия аэрофобией, но два часа в духоте с неработающим кондиционером ждать, пока поезду сменят колёса это слишком даже для меня. Но об этом позже, по сложившейся традиции я должен рассказывать обо всём в хронологическом порядке.
Так как поезд с Белорусского вокзала отправлялся в 6:44, нам пришлось прийти к метро к самому открытию, и знаете, в метро рано утром всё очень медленно. Поезда стоят на каждой остановке по несколько минут и субъективно кажется, что даже в туннелях они едут медленнее чем обычно. Пассажиры в это время тоже довольно странные. Нет, конечно, есть обычные несчастные люди, которые едут на работу, но в подавляющем большинстве в половине шестого утра в метро какие-то странные татуированные качки похожие на сутенёров из не самых лучших американских фильмов. Несмотря на неожиданную медлительность московского метрополитена на вокзал мы приехали вовремя.
Поезд место приятно удивил. Я ожидал от РЖД чего-то невероятно совкового, но ни тараканов, ни яблочных огрызков под кроватью не оказалось. Позже, правда, выяснилось, что это у РЖД есть специальные вагоны для Европы (чтобы не позориться, наверное). Вежливый проводник быстро показал нам как пользоваться всеми возможностями купе и ушёл дальше. Разумеется, через некоторое время мы выяснили, что для открытия двери недостаточно приложить ключ-карту, а надо сильно дёрнуть эту дверь, а встроенная мусорка может самопроизвольно вывалиться на пол, в итоге имидж РЖД был полностью восстановлен.
В купе помимо меня и Лены ехала ещё одна девочка с фиолетовыми волосами. Как позже выяснилось, в Вену она едет, чтобы учиться на магистра публицистики. Катя (именно так её звали) довольно много рассказала нам о Вене, какие места обязательно стоит посетить, а каких стоит избегать. Например, определённо не стоит идти в римские термы, если ты конечно не хочешь поглазеть на голых пожилых австрийцев и австриек. Но самой важной информацией, полученной от Кати оказался сайт — wienerlinien.at. Как оказалось, австрийцы настолько вежливые, что желая избежать неприятных ситуаций, они решили заранее предупреждать во сколько и на каких маршрутах будут работать контроллёры.
Если вы ранее ездили в поездах, то знаете, что это довольно скучно. Сидишь, смотришь в окно и ждёшь остановки и возможности размяться. В нашем пути таких возможностей было довольно много. Первой остановкой была Вязьма. Я понятия не имею, где этот город находится (но обещаю потом как-нибудь найти его на карте) и не знаю, какие в Вязьме есть достопримечательности. За те 15 минут, что длилась наша остановка, я узнал, что там есть трактор и отделение почты России, из чего сделал вывод, что жить там в принципе можно, но смысла в этом мало.
Втрой раз на длительный срок мы остановились уже в Белоруссии. Есть там такой город Орша, мы с Леной вышли из поезда с простой целью — прогуляться по перрону, но потом мы заметили объявления на белорусском.

Надписи на белорусском

Надписи на белорусском

Сейчас это кажется нелепым, но нам стало так смешно, что мы пошли внутрь здания вокзала и просто читали все объявления подряд, пока Лена не заметила, что уже настало время отправления поезда. Как мы бежали по вокзалу я описывать не буду, скажу только, что в поезд мы запрыгнули уже после проводника. Наученные горьким опытом на последующих стоянках мы выходили совсем ненадолго и не отходили далеко от нашего вагона.
В Минске в наше купе подсела ещё одна девушка, которая тоже едет в Вену учиться. В итоге мы были вынуждены почти весь вечер слушать разговоры двух студенток о том, какое они любят вино (такое ощущение, что они пьют каждый день) и как тяжело в Вене снять квартиру или комнату. Справедливости ради, кое-что интересное из их разговоров я почерпнул. Например, девушкам в Вене стоит избегать негров и албанцев. Судя по рассказам, их навязчивость и наглость ничуть не уступает, а скорее превосходит навязчивость наших гостей с Кавказа.
Вечер первого дня нашего путешествия закончился проходом белорусско-польской границы. Если белорусских таможенников никто особо не боялся, то вот польских опасались. Все кругом говорили, что поляки будут обыскивать вещи чуть ли не с собаками, потому что не пропускают в свою страну ни молочные, ни мясные продукты, а по факту к нам сначала зашёл какой-то весёлый поляк, который спросил нет ли у нас с собой сигарет и запрещённых продуктов. Мы ответили, что нет (хотя у девочки из Белоруссии был с собой и сыр, и сигареты). Потом к нам зашла ещё одна «страж границы», которую непроизвольно хотелось назвать «госпожа полицейская», она провела нашими паспортами по какому-то устройству, посмотрела в планшет, поставила в паспорта штамп о въезде и ушла. На этом формальное пересечение границы закончилось.
Но помимо формальных штампов границу надо пересечь и фактически, и именно с этим как ни странно связаны самые серьёзные проблемы. Всё дело в несоответствии стандартов. Наша советская колея шире европейской, поэтому наш вагон просто не смог бы ехать по Польше. При этом говорят, что разные размеры колеи имеют и стратегическое значение: мол враги при вторжении не смогут быстро продвинуться вглубь страны и обеспечить снабжение. В итоге из-за несовпадения стандартов страдают туристы. Как мне кажется, эту проблему можно решить как административными, так и техническими средствами. Административный подход — массово пересадить туристов в правильный вагон, но его по не до конца понятным мне причинам не используют. В итоге всем приходится ждать больше двух часов, пока поезд расцепят на вагоны, нужные вагоны поднимут специальным краном, рабочие заменят колёсную базу и поезд снова соберут. При этом во время всего процесса вагон обесточен. то есть нет ни света, ни работающего кондиционера. Мы с гордостью вынесли эту пытку и легли спать. На этом первый день нашего путешествия закончился.

Добавить комментарий