День 21. Москва — Ростов-на-Дону — Нижний Новгород

Наш круиз из-за известных вам проблем с городецким шлюзом заканчивается не в Москве и даже не в Дубне, а в Нижнем Новгороде. Большая часть туристов согласилась на трансфер, предложенный инфофлотом, поэтому утром погрузилась в автобусы и отправилась к московскому вокзалу, чтобы сесть на Ласточку и приехать в Москву к двум часам дня. Мы с Леной тоже ехали в этом автобусе, но наши планы были гораздо более интересными. Мы собирались оставить вещи в камере хранения, а сами планировали погулять по городу. Собственно говоря, мы так и сделали.
От вокзала пешком дошли до храма, освящённого в честь Александра Невского. Когда мы были в Нижнем Новгороде в прошлый раз, я сильно жалел, что нас не остановили у этого храма и не провели внутрь. В этот раз мы с Леной исправили это упущение. Правда пришли в храм мы во время службы, что меня всегда смущает. Всё-таки во время экскурсий мы сильно ограничены во времени и не можем присутствовать на всей службе, да и фотографировать во время службы тоже нельзя. Всё-таки многие люди пришли помолиться и отвлекать их неправильно. Моё чувство смущения значительно усилил смотритель храма, который стоял у двери и время от времени поднимал табличку, запрещающую вход в храм и выход из него. Нам даже пришлось подождать пару минут, прежде чем войти внутрь.
Внутри храм очень красивый и, что больше всего бросается в глаза, — просто огромное количество икон Богородицы. Из разговоров с местными служителями я понял, что в храме уже 160 икон Богородицы и ещё 20 в процессе написания. Пожалуй, впервые за все дни круиза мне удалось в одном месте увидеть все классические типы изображения Богородицы: Оранта, Елеуса, Одигитрия, Панахранта и Агиосоритисса. Мне настолько понравился этот храм, что я решил в соответствии с православной традицией оставить там записки о здравии и упокоении. Записав всех дорогих мне людей, я отдал записку в окошечко, а мне в ответ называли сумму. Я так понимаю, что это была «рекомендуемая сумма пожертвования». У бабушки в окошке не оказалось сдачи, а купить свечки на избыток я не мог, потому что для этого предназначено другое окошко. В итоге мне предложили дописать имена. Не знаю почему, но меня это очень разозлило. Такое впечатление, что эти имена получились «на сдачу». Умом я понимаю, что это всё не так, но ощущение именно такое. Мне в принципе очень не нравится сама концепция «рекомендуемой суммы пожертвования». Я бы просто написал табличку, что за одно имя (или за одну записку) обычно оставляют пожертвование в N рублей, а под запиской поставил бы ящик для сбора пожертвований. По-моему, именно так сделано в Богоявленско-Анастасиин монастыре и некоторых других церквях и храмах. Когда мы с Леной собирались продолжить прогулку по Нижнему Новгороду, суровый смотритель снова поднял свою табличку и закрыл дверь, поэтому нам пришлось пробыть в церкви больше, чем мы изначально планировали. Зато, когда нам разрешили выйти, служба уже заканчивалась и сразу после Символа Веры мы увидели и услышали, как звенит этот огромный колокол:

Колокол. Собор в честь Александра Невского (Нижний Новгород)

Как раз сразу после колокольного звона за нами приехала ранее вызванная машина и повезла нас к канатной дороге (самой протяжённой в Европе между прочим). Но перед тем, как с помощью канатов перебраться в Бор, мы ненадолго подъехали к Строгановской церкви — одной из красивейших церквей Поволжья и даже всей России. Не знаю почему, но теперь экскурсии очень редко останавливаются у этой церкви, хотя раньше это была обязательная остановка. У церкви мы пробыли буквально несколько минут, зашли внутрь, оценили, что внутри она так же красива, как и снаружи, я сделал пару фотографий, и мы поехали к канатной дороге.

Храм собора Пресвятой Богородицы. Строгановская церковь (Нижний Новгород)

Чем ближе мы подъезжали, тем яснее я представлял, на какой высоте натянуты канаты и тем меньше мне хотелось в Бор. Но Лена была непреклонна: «Раз решили, надо ехать». Весь мой опыт общения с женщинами говорит о том, что с ними лучше не спорить, поэтому отпустив водителя, мы сели в небольшую кабинку из стекла и металла и поехали. Сначала страшно не было, а потом кабинка поехала.

Канатная дорога (Нижний Новгород)

На фотографиях кажется будто мне нестрашно и даже нравится, но это только кажется. С земли всё выглядит так, будто кабинки очень быстро перелетают с одного берега на другой, а изнутри всё иначе: кабинка еле ползёт по канату, иногда трясётся, а потом снова еле ползёт. И занимает эта пытка около 12 минут. Примерно на середине пути (в самой высокой точке) я смирился с тем, что и обратно придётся ехать на канатной дороге. Но обратный путь был гораздо спокойнее. Возможно, всё дело в том, что я сидел спиной по движению. Но в любом случае обратный путь мне понравился.
Вернувшись в Нижний, мы решили по полной наслад>иться удовольствием от нахождения на земле и совершили переход от остановки канатной дороги к нижегородскому кремлю. Переход на самом деле довольно большой и занял около получаса. Примерно столько же времени мы пробыли в Кремле. Опять сфотографировались на фоне военной техники, но в это раз мешали толпы детей, которые облепили пушки и гаубицы как саранча.

Кремль (Нижний Новгород)

Через подземный переход, расписанный видами Нижнего Новгорода, мы перешли на улицу Большая Покровская.

Подземный переход (Нижний Новгород)

В Нижнем Новгороде эта улица выполняет роль московского Арбата. Полностью пешеходная улица, на которой своё творчество продают уличные музыканты и художники. Простая прогулка по Большой Поковской — сама по себе удовольствие, но у нас был конечный пункт назначения — музей экзотических животных. Находится он практически в самом центре улицы. Когда мы наконец дошли до него, мы очень сильно расстроились: подвальное помещение, всего два зала и довольно высокая цена за входной билет. Лена на полном серьёзе думала не ходить туда, но я помнил, что отзывы в интернете в большинстве своём положительные, поэтому настоял на своём. Разумеется, мы ни секунды не жалели о потраченных деньгах. В музее собраны по-настоящему редкие рептилии. Ну то есть нам так говорят, я недостаточно квалифицирован, чтобы судить о том, насколько они редкие, но вот красивые — безусловно:

Музей экзотических животных (Нижний Новгород)

Помимо различных пресмыкающихся есть птицы (туканы, совы), млекопитающие и есть даже летучая мышь, на которую можно посмотреть при нормальном освещении:

Летучая мышь. Музей экзотических животных (Нижний Новгород)

Короче говоря, музей просто потрясающий. Я специально уточнил постоянная ли это выставка, или откуда-то этих животных привезли. Музей работает постоянно, поэтому я рекомендую посетить это музей, если вдруг окажетесь в Нижнем Новгороде.
После музея мы прошли всю Большую Покровскую до конца, фотографируясь с местными уличными скульптурами, а потом зашли небольшое кафе «Позавчера». Всё, что я могу о нём сказать — кафе небольшое, а порции огромные. И очень вкусные. Кстати в меню они честно предупреждают о размере порций, но я не послушался о чём потом пожалел. Чтобы наесться мне хватило одной тарелки супа, а всё остальное пришлось просить завернуть с собой.
Даже после часового обеда у нас оставалось очень много времени до поезда, поэтому мы вернулись к кремлю и от памятника Чкалову пошли вниз по чкаловской лестнице. Спускаться по ней довольно интересно и просто, а вот рискунл бы я подняться — хороший вопрос.

Чкаловская лестница (Нижний Новгород)

По набережной мы дошли до речного вокзала, где сели на автобус, который отвёз нас к вокзалу железнодорожному. Оставшиеся полтора часа до отправления мы рещили провести, катаясь на метро. Метро в Нижнем Новгороде настоящее, а не волгоградская подделка. Даже запах такой же. Только вот вход по жетонам и схема метро при сравнении с московской вызывает желание то ли плакать, то ли смеяться:

Карта метро (Нижний Новгород)

Самое существенное различие, которое бросается в глаза, — планировка станций. Платформы расположены по бокам от путей. В Москве тоже есть подобные станции, но у нас они скорее исключение:

Станция Московская. Нижегородское метро (Нижний Новгород)

Второе важное отличие — время ожидания поезда. Я понимаю, что мы были в выходной день днём, но всё равно девять с половиной минут — это слишком при любом раскладе. Переходы тоже сделаны с какими-то местными особенностями. Даже переход на Третьяковской кажется верхом логики по сравнению с творениями нижегородских метростроевцев. Лично у меня до сих пор в голове не укладывается, как можно выполнить пересадку, даже не выходя из поезда. Но это всё мелочи. Методом проб и ошибок мы разобрались с переходами и сумели вернуться на станцию Московская. А там уже и время садиться в поезд до Москвы пришло.
С нами в сидячем купе с нами ехала студентка из Нижнего Новгорода и член сборной России по какому-то неведомому спорту. Во Владимире подсела ещё пара людей. Всю дорогу они ели семечки и читали книги. В остальном добрались без происшествий.

День 21. Москва — Ростов-на-Дону — Нижний Новгород: 2 комментария