День 17. Москва — Ростов-на-Дону — Нижний Новгород

Я уже говорил, что из-за проблем на городецком шлюзе нашему теплоходу пришлось изменить маршрут. Сегодня состоялись наши первые стоянки на Каме. Первой была Нижнекамск. Основываясь на рассказе методиста, я думал, что Нижнекамск — это крупный богатый город. Но потом объявили, что это просто зелёная стоянка, предназначенная для того, чтобы немного покупаться. Скореее всего я бы и права стал купаться, но три факта заставили меня отказаться от этой идеи. Во-первых, я обгорел в Ильёвке, во-вторых, в Нижнекамске я впервые, а это значит, что посмотреть город я просто обязан, ну и в-третьих, мы прибыли в город очень рано, и вода была слишком холодной для того, чтобы купаться. Такие мысли посетили не меня одного, поэтому солидная группа туристов пошла смотреть местный родник, а затем и город:

Родник (Нижнекамск)

В 17 веке имам освятил это место и с тех пор оно считается святым. Не уверен насчёт святости, но я точно могу сказать, что за родником следят, чистят и благоустраивают прилегающую территорию. Это, кстати, характерно для всего Татарстана. Из всех тех мест в России, где я побывал (за исключением разве что Москвы), именно Татарстан производит впечатление наиболее богатого и благополучного региона. Это заметно во всём: огромные стройки, новые спортивные объекты, постоянная реставрация старинных домов и памятников, да и просто чистота на улицах. Правда есть редкие исключения:

Горькая правда (Нижнекамск)

Этот забор отделяет территорию родника от жилого сектора. Изначально мы планировали дойти до него и вернуться на теплоход, но, когда мы поняли, что прошло всего около 20 минут, план срочно был переработан и мы отправились вглубь города. Беглый поиск по интернету позволил выделить два потенциально интересных места: краеведческий музей (закрытый на момент приезда) и соборную мечеть города. Особого выбора не было, поэтому мы сели на трамвай и поехали к мечети.

Соборная мечеть (Нижнекамск)

Как вы видите на фотографии, мечеть и правда довольно красивая. Не даром, она является крупнейшей в городе. Человек, которого мы приняли за охранника, легко пропустил нас внутрь, хотя мы предупредили, что идём «просто посмотреть». Внутри мечеть, как и снаружи, оформлена в светло-зелёных тонах, стены покрыты очень приятным цветочным орнаментом, а высокие окна прекрасно дополняют общую картину:

Соборная мечеть. Внутреннее убранство (Нижнекамск)

Даже после посещения мечети, у нас оставалась просто куча времени, поэтому мы решили немного прогуляться по центральному парку города и прошли одну трамвайную остановку пешком, по дороге встретив автомат по продаже газированной воды! Сев в конце парка на трамвай, мы доехали до конечной станции и там посетили мемориал в честь героев Великой Отечественной войны и храм в честь Казанской иконы Божьей Матери. И даже после всего этого у нас оставалось буквально несколько минут на то, чтобы помочить ноги в Каме.

Пляж (Нижнекамск)

В итоге за этот круиз мы смогли окунуться в три великие реки: Волгу, Дон и Каму. По-моему, отличный результат для скомканного рейса. Вторую за день остановку мы совершили в Елабуге. Это очень красивый город, но в нём слишком много музеев. Экскурсия по этому городу рассчитана на 4,5-5 часов. По-моему, за такое время можно провести отличную обзорную экскурсию по Москве или Санкт-Петербургу, но на город о существовании которого многие не догадываются это слишком. Тем не менее, местные экскурсоводы стараются использовать отведённое время по максимуму и отвозят бедных туристов в четыре разных музея. Нашей группе повезло, и нас сначала повезли на остатки Елабужского городища:

Елабужское городище (Елабуга)

Правда от всего городища осталась только одна башня, но ей больше 1000 лет! Судя по раскопками, башня раньше была частью крепости-мечети. В своё время местные жители растащили практически все оставшиеся постройки на хозяйственные нужды, но я надеюсь, что со временем всё восстановят, а пока нам остаётся только любоваться прекрасными видами:

Елабужское горожище. Виды (Елабуга)

Вторым музеем, был дом музей великого русского пейзажиста Шишкина. Моё отношение к домам музеям всегда одинаково. Идти туда надо только, если нет других вариантов. Варинатов у меня как раз не было, поэтому я мужественно вытерпел две гостиные и кабинет отца на первом этаже, а на втором этаже уже с удовольствием любовался прекрасными офортами.

Дом-музей Шишкина. (Елабуга)

Если, кстати, вы не видели шишкинских офортов, настоятельно советую это исправить. Правда очень хорошо сделано. В вот дом-музей Натальи Дуровой невероятно скучное место. Лично я не понимаю зачем туда водят экскурсии. По-моему, это просто сарай. Но, когда мы туда приехали, там была огромная толпа. Это меня всегда смущает, вроде бы я умом понимаю, что это скукотища и смотреть не на что, но не могут же десятки людей заблуждаться?

Дом-музей Натальи Дуровой (Елубага)

Почти полчаса нам рассказывали, какая это достойная женщина, всю жизнь притворявшаяся мужчиной. Её подвиг и желание защищать Родину могут вызывать только уважение, но зачем в старости продолжать притворяться мужчиной мне совершенно непонятно. Короче говоря, во всём доме-музее мне больше понравился один единственный экспонат — устройство для воспроизведения звука, которое называется симфонион. Чем-то оно похоже на обычный грамофон, но на «пластинке» есть довольно большие прорези. И наконец, в самом конце экскурсии мы отправились в музей уездной медицины имени Бехтерева. Вот этот музей на удивление хороший. Переходя из зала в зал, можно наблюдать развитие медицины. Начали мы с избы русского и татарского знахаря:

Музей уездной медицины. Изба знахаря (Елабуга)

Потом прошли в аптеку начала века:

Музей уездной медицины. Аптека (Елабуга)

И наконец в более или менее современный больничный зал:

Музей уездной медицины. Больница (Елабуга)

Этот музей оставил бы очень приятное впечатление, если бы не один нюанс:

Музей уездной медицины. Заговоры (Елабуга)

Завершилась наша экскурсия чуть раньше, чем было запланировано, поэтому у меня получилось быстро, но полноценно искупаться в Каме:

Купание в Каме (Елабуга)

Уже в Москве Лена, комментируя эту запись, напомнила мне, что мы ещё в мемориальный музей Цветаевой ходили. Этот музей уныл от самого начала до самого конца. Наверное, я на подсознательном уровне исключил его из записи, настолько мне этот музей не нравится. Там и музея по большому счёту нет. Просто дом, в котором повесилась Цветаева.

День 17. Москва — Ростов-на-Дону — Нижний Новгород: 3 комментария