День 13. Москва — Ростов-на-Дону — Дубна

Впечатление от Волгограда сильно зависит от экскурсовода. Бывают люди, которые увлечены своей, работой и ты невольно начинаешь верить им и внимательно слушать. Вот сегодня нам попался именно такой экскурсовод, причём у меня сложилось впечатление, что она не просто любит свою работу и свой город, но и на досуге подрабатывает смотрителем в колонии. Её инструкции были крайне просты и обязательны к исполнению: вперёд не убегать, не отставать, фотографировать там, где она скажет и внимательно слушать.
Даже я немного опешил и, хоть и не исполнял её инструкции неукоснительно, но всё равно старался держаться поближе и даже иногда слушать экскурсию. Это оказалось удивительно интересным делом, и я узнал много нового. Например, в Волгограде есть легендарный тополь — единственный, переживший оборону города. Этот тополь объявили природным памятником и особо охраняемой территорией.

Тополь (Волгоград)

Так как тополя живут около 80 лет, а тополю по оценкам больше 100 лет, остро стоит вопрос о его сохранении. Экскурсовод рассказала, что учёные уже заняты клонированием. Как по мне это весьма спорная затея, особенно, если учесть, что существуют достаточно обоснованные версии послевоенного происхождения тополя. В пешей доступности от этого природного памятника находится ещё один, который я раньше никогда не замечал, хотя был в Волгограде не раз, — нулевой километр:

Нулевой километр (Волгоград)

Но все эти памятники меркнут перед главной достопримечательностью Волгограда — Мамаевым курганом. Именно на него и направилась наша экскурсионная группа. Этот одно из интереснеших мест на Волге, которое не надоедает посещать снова и снова. Не даром Мамев курган вошёл в список семи чудес России. Условно его можно разделить на несколько частей: композиция «Память поколений», аллея пирамидальных тополей, площадь Стоявших насмерть, стены-руины, площадь героев, монументальный рельеф, зал Воинской Славы, площадь скорби, монумент «Родина-мать зовёт!», мемориальное кладбище и дедропарк.
Практически с любой точки курагна видна скульптура Родины-матери, единственным исключением является площадь Стоявших насмерть. По замыслу архитектора изначально небольшая фигура солдата должна в определённый момент полностью закрыть собой фигуру Родины:

Солдат и Родина-мать (Волгоград)

Солдат и Родина-мать (Волгоград)

Солдат закрывает Родин у-мать (Волгоград)

Стены-руины по хорошему надо рассматривать очень долго и очень внимательно. На этих стенах высечены высказывания бойцов и барельефы, показывающие их подвиги:

Стены-руины (Волгоград)

Стены-руины (Волгоград)

В зале Воинской Славы горит вечный огонь, на мой взгляд гораздо более величественный, чем тот, что горит в Москве:

Вечный огонь (Волгоград)

Вечный огонь (Волгоград)

Экскурсию стараются построить так, чтобы туристы пришли в зал Воинской Славы как раз к моменту смены караула. Вчерашней группе с этим не повезло (смену караула перенесли из-за визита главы МЧС), а у нас всё прошло точно вовремя. Правда уже за пределами зала Славы один солдат потерял свою фуражку:

Покинув зал Славы, мы попали на площадь скорби, где мать скорбит о погибшем на войне сыне:

Площадь скорби (Волгоград)

Площадь скорби (Волгоград)

Я уже упоминал, что был на кургане не раз, но одну вещь я заметил только сейчас: несмотря на огромную роль Сталина в войне, о нём нет никаких упоминаний на самом кургане. Но если вспомнить, что курган строился в 1960 годах, всё становится логичным. На это время как раз пришлось развенчание культа личности Сталина. В 1961 году Сталинград переименовали в Волгоград, снесли все памятники Сталину внутри города, а на месте входа в Волго-Донской канал Сталина заменили Лениным. Тем не менее Вучетич всё-таки отдал долг вождю народов:

Монументальный рельеф (Волгоград)

Монументальный рельеф (Волгоград)

Экскурсия по кургану была нашей последней остановкой в Волгограде, мы погрузились в автобусы и вернулись на теплоход, где нас ждали новые мастерклассы и развлекательные программы. Сначала нас больше часа учили квиллингу. Это такое странное занятие, когда сначала режешь бумагу на полоски, полученные полоски скручиваешь в спирали, а из спиралей с помощью ПВА делаешь различные цветочки. Это занятие убивает просто кучу времени и плодит вселенскую скуку, зато потом можно с гордостью рассказывать друзьям, что ты «творческая личность».
Получив по ошибке право сыграть в «кто хочет стать миллионером» (играть должна была Лена, ведь именно она победила в прошлой игре) я не упустил свой шанс и заработал миллион (опять же с неоценимой помощью Лены), который который превратился в три солнышка и ручку. По сравнению с гораздо более прибыльными в плане солнышек играми «слабое звено» и «поле чудес» это почти ничего.
Завершился тринадцатый день круиза выставкой Чумиковой Аллы Борисовны. Это туристка, которая занимается «живописью иглой». По факту она просто вышивает иконы бисером. Учитывая, что я не искусствовед, и разбираюсь в искусстве чуть хуже, чем никак, я не возьмусь оценивать художественную ценность получившихся произведений. Могу просто сказать, что лично мне очень понравилось. Но мне трудно вспомнить хотя бы одну выставку, которая вызвала у меня настолько смешанные чувства. Причём вызваны эти чувства не представленными иконами, а личностью и поведением Аллы Борисовны. Это человек, которой может говорить о своей скромности часами. Рассказ начался с краткой биографической справки и перечисления множества выставок, где работы Аллы Борисовны были представлены. Членами жюри этих выставок были такие известные люди как Церетелли, Сафронов, Герасимов и другие. Особо подчёркивалось, что всё это рассказывается не для того, чтобы похвастаться, а для какой-то иной цели, которую я так и не понял. Чуть менее чем за три года работы было выпущено четыре книги в которые вошли отредактированные(!) отзывы посетителей выставки. После этого небольшого рассказа о себе Алла Борисовна перешла непосредственно к тому, как она работает. В технические детали я вдаваться не буду. Насколько я могу судить, всё достаточно стандартно: пяльцы, качественные бисер, ткань, нитки и специальная игла. Естественно всё предварительно орошено святой водой. Работает Алла Борисовна только по ночам, чтобы не отвлекаться на мирскую суету. То есть очевидно, что автор считает свои работы иконами, но при этом отдаёт их на выставки, где в жюри сидят художники. Предложения о передаче работ в музей (в том числе в музей Троице-Сергиевой лавры) отвергаются сразу: «Не отдала в музей, потому что там мало кто увидит». И что меня возмутило больше всего — отказ продать (подарить, обменять, передать) икону женщине, которая буквально на коленях и в слезах умоляла это сделать. У женщины пропали сын и его жена, а Алла Борисовна как раз вышила образ перед которым принято молиться о пропавших. Желание женщины получить этот образ является более чем логичным в сложившейся ситуации, но вместо образа она получила безапелляционный отказ. Лена в этот момент верно и очень точно подметила, что иконы делают для людей, а не для себя. Короче говоря, если вы вдруг где-то увидите выставку Чумиковой — зайдите и посмотрите, уверен, вам понравится.

День 13. Москва — Ростов-на-Дону — Дубна: 1 комментарий

  1. vk.com Елена Пантелеева

    Погуглила Чумикову Аллу Борисовну. Выдаётся только ссылка на какой-то сайт дома творчества в Солнцево. И обсуждение преподов колледжа. Там у неё была кличка «Духи Москва». И она работала в ресторане гостиницы Россия.

Добавить комментарий