День 10. Москва — Ростов-на-Дону — Дубна

В десятый день мы должны были добраться до конечного пункта нашего маршрута — Ростова-на-Дону, но перед этим нас ждала стоянка в станице Старочеркасской. Станица, кстати, очень чистая и аккуратная, но её важнейшим недостатком является просто огромный краеведческий музей, экскурсия в котором длится почти час. Естественно, посетить этот музей нужно, но я с трудом могу представить человека, которому будет интересно слушать обо всех аспектах казачьего быта, начиная с того, как казаки одеваются и заканчивая тем, как учили своих детей. К счастью, несчастье помогло нам избавиться от этого мучительного рассказа. Ночью, шедший по Дону сухогруз сел на мель тем самм прервав судоходство почти на 2 часа. В итоге нашему теплоходу, чтобы нагнать график пришлось идти на полном ходу весь день, но даже не смотря на это, стоянку в Старочеркасской пришлось сократить. Пока группа слушала сокращённый вариант экскурсии по музею, мы с Леной просто бродили по атаманскому подворью, и я сумел сделать неплохой на мой взгляд снимок храма Донской иконы Божьей Матери:

Храм Донской иконы (Старочеркасская)

Фотографировать внутри я не стал, так как там были люди, которые пришли поговорить со священником или просто помолиться, но помимо непосредственно Донской иконы Божьей Матери внутри была ещё необычная для меня икона — Иверская икона Богородицы с пронзённым ликом. Её особенностью является наличие на лице Богородицы раны, из которой сочится кровь. Я бы с удовольствием побыл в этом храме ещё некоторое время, но наша группа уже покинула музей и отправилась к Воскресенскому войсковому собору:

Воскресенский войсковой собор (Старочеркасская)

Об этом соборе можно и нужно говорить очень долго. Во-первых, это первый каменный собор на Дону, который долгое время был главным донским храмом. Снаружи он выглядит весьма скромно, но уже при внешнем осмотре можно заметить интересные вещи. Перед колокольней находится на первый взгляд абсолютно странные вещи: пушки, двери и железная штуковина:

Воскресенский войсковой собор. Трофеи (Старочеркасская)

На самом деле это трофеи, захваченные во время Азовского сидения — пушки, направленные на Азов, коромысло от весов и крепостные ворота. Есть и другие детали, на которые стоит обратить внимание, но об этом я как-нибудь потом расскажу, иначе запись получится бесконечной. Лучше перейдём к рассмотрению внутреннего убранства. Как я уже говорил, снаружи храм не выглядит богатым, и тем сильнее ощущение от контраста, при виде внутреннего убранства. Огромный иконостас с иконами середина 19 века, металлические плиты перед алтарём с надписями о том, что кто-то из Романовых молился на этом месте и странные символы:

Воскресенский войсковой собор (внутреннее убранство)

На обратном пути мы снова проходили мимо атаматнского подворья. Там традиционно сидят бабушки, которые просят милостыню. И я традиционно даю им небольшую сумму. В этот раз я передал им деньги через Лену. Но одна из бабушек взяла и подошла ко мне с просьбой ещё дать ей денег, мол у неё опухоль мозга. Ну я был немного удивлён, но она так уверенно тыкала в меня справкой, что я невольно прочитал диагноз — «дорсопатия». Если вы не знаете, что это, это просто новое название остеохондроза. Я попытался бабушке объяснить, что у неё никакой опухоли нет, но она или правда вбила это себе в голову или, как говаривал один мой теплоходный друг, «ушла в несознанку» и стала доказывать, что её к нейрохирургу направили. Так как наш теплоход скоро должен был отходить, я не стал спорить, а просто дал ей ещё денег, чтобы она отстала. Не знаю уж почему, но когда мы уходили, эта бабушка порывалась меня поцеловать. Мне удалось увернуться и до теплохода мы добрались без приключений. Уже на самом причале знакомые туристы подарили нам не до конца созревший грецкий орех. Выглядит он так:

Незрелый грецкий орех

Если верить этим добрым туристам, сок несозревшего грецкого ореха может сильно обелить зубы, но если он попадёт на кожу или губу, надолго сделает их чёрными. Проверять истинность этого утверждения я не рискнул, и оставил орех в каюте, а наш теплоход спокойно отплыл от Старочерской и взял курс на Ростов-на-Дону.
В Ростове-на-Дону было просто невыносимо жарко, поэтому момент от выхода на берег до посадки в автобус вспоминается в основном как тщетные попытки найти тень в этой огненной пустыне. А вот в автобусе был кондиционер, поэтому вместо того, чтобы ныть о невыносимой жаре, мне пришлось слушать экскурсию, о чём я ни капельки не жалею. Теперь я знаю, что в Ростове-на-Дону строится этот торговый центр и ещё этот торговый центр, а вот тот торговый центр строят турки. Естественно этим экскурсия не ограничилась, ещё нам рассказали, что вот этот дом был построен в 18 или 19 веке, а вот тот дом был построен в 19 или 20 веке, а вот дом точно 19 века. И так прошла почти вся экскурсия. Высаживали нас только у точанки, при этом по пути к ней на крышу нашего автобуса упала железная палка, служащая скорее всего ограничителем высоты проезжающего транспорта:

Точанка (Ростов-на-Дону)

Вторая остановка была у здания театра из стекла и бетона напротив которого выступала Катя Лель. Зачем фотографировать его я не понимаю: сейчас таких зданий полно, а тот факт, что оно построено давным-давно говорит только о том, что и фотографировать надо было давно. Короче говоря стоянка была, но выходить из автобуса никто не стал.
Наконец, третья остановка была в армянском районе Ростова-на-Дону, который называют Нахичевань. В этом районе сосредоточена вся жизнь армянсой диаспоры Ростова-на-Дону. Несколько лет назад удалось собрать деньги и построить храм армянской апостольской церкви:

Армянская апостольская церковь (Ростов-на-Дону)

Два года назад мы не заходили в этот храм, а сейчас экскурсовод не возражала и вся группа буквально на пару минут зашла внутрь. Так как табличек, напрямую запрещающих фотосъёмку я не заметил, я сделал внутри пару снимков:

Армянская апостольская церковь. Внутреннее убранство (Ростов-на-Дону)

Если вы читали запись об экскурсии по храмам различных религий в Москве, то вас не должен удивлять тот факт, что внутри нет иконостаса и в принципе мало икон, а если вы не читали эту запись, настоятельно советую прочитать.
После экскурсии мы вышли у центрального рынка, купили там арбуз и сфотографировали подозрительно знакомый для большинства москвичей собор Рождества Пресвятой Богородицы:

Собор Рождества Пресвятой Богородицы (Ростов-на-Дону)

Естественно наши планы в Ростове-на-Дону этим не ограничивались. Мы должны были добраться до единственного starbucks в городе, купить там карамельный сироп и успеть вернуться обратно. Такси, которое мы для этого вызвали, ждало нас на другом конце города, потому что мальчик, сидящий на телефоне при заказе что-то там перепутал. К счастью, мы были почти в центре города, поэтому найти свободного таксиста смогли без проблем. За 350 рублей он доставил нас к торговому центру, но ждать и везти обратно отказался, так как уже был назначен на другой заказ. Мы сразу же заказали машину на обратный путь (в той самой фирме, которая ошиблась с адресом подачи машины). Купив с starbucks карамельный сироп, пончик и кусочек пирога, мы хотели отправиться в обратный путь. Я позвонил в офис, чтобы узнать, какую машину нам назначили, там мне удивлённо ответили, что моего заказа в базе нет и забирать нас никто не собирается. Если учесть, что до отправления теплохода оставалось не так много времени, и ждать теплоход нас не стал бы, наше паническое настроение становится легко объяснимым. Единственная радость в том, что застряли мы у торгового центра, где поймать частника не проблема. Проблема в том, что это частник заломил сумасшедшую по местным меркам сумму в 500 рублей. Другого выхода у нас всё равно не было, поэтому мы согласились на эти жуткие условия и сказали частнику, чтобы он отвёз нас к речному порту. Лена, которая хорошо ориентируется даже в незнакомых городах где-то на середине дороги сказала водителю, что он едет не туда, но он просто отмахнулся в ответ. Когда жилые высотки сменились одноэтажными покосившимися домиками, а за нами побежала стая собак, и я понял, что нас куда-то не туда завезли. Остановившись на пустыре водитель сказал, что мы приехали на речной порт. Баржи на заднем фоне намекали, что он, возможно, прав, но любому понятно, что это не тот речной порт в который хотят попасть туристы. Когда мы объяснили это «непонятливому» частнику, он нас конечно довёз до нужного речного порта, но содрал совершенно безумные 700 рублей. В итоге мы купили наверное самый дорогой в мире карамельный сироп из starbucks.
От шести часов стоянки не осталось практически ничего, поэтому мы просто немного прогулялись по набережной и вернулись на теплоход.

Набережная (Ростов-на-Дону)

Набередная (Ростов-на-Дону)

Думаю очевидно, что ни Ростов-на-Дону, ни Старочеркасская мне не понравились. В каждом городе я общался с минимальным количеством людей, но и там, и там мне попались мошенники. Глупо, конечно, обобщать и делать выводы обо всех жителях Ростовской области, но и считать случившееся простым совпадением я бы тоже не стал.

Итого (Ростов-на-Дону)

День 10. Москва — Ростов-на-Дону — Дубна: 1 комментарий