День 3. Москва — Ростов-на-Дону — Дубна

В мире именно Москва и Санкт-Петербург являются символам России, но вы же прекрасно понимаете, что Россия это не Москва, и не Санкт-Петербург. Города, в которых мы побывали сегодня, на мой взгляд гораздо лучше подходят на роль символа России. Речь идёт о Костроме и Плёсе.
Почти каждый теплоход, совершающий рейсы по Волге, останавливается в Костроме, всё-таки это один из городов Золотого Кольца. Соответственно, на экскурсии в этом городе я бывал много раз и был уверен, что на экскурсии будет скучно. К счастью, нам очень повезло с экскурсоводом. Ничего принципиально нового о городе она нам, конечно, не рассказала, но сумела заинтересовать. В Костроме есть два популярных у туристов монастыря: мужской Ипатьевский монастырь, и женский Богоявленский-Анастасиин. По большому счёту мы не были ни в одном из них. В мужской Ипатьевский монастырь мы не попали, но я не очень об этом жалею. Я там уже бывал раньше и у меня остались не самые лучшие впечатления. В первую очередь это обусловлено тем, что вход в монастырь платный. Мне, конечно, не жалко денег, но надо сразу определиться в музей мы идём или всё-таки в монастырь. В случае Ипатьевского монастыря остаётся какое-то недопонимание. А Богоявленский-Анастасиин монастырь характеризуется весьма строгим порядком. Туристов на территорию самого монастыря не пускают, разрешён вход только на территорию кафедрального собора, где находится Феодоровская икона Богоматери. В самом храме традиционно нельзя фотографировать, поэтому мне пришлось ограничиться исключительно внешними планами:

Богоявленский-Анастасиин монастырь

Богоявленский-Анастасиин монастырь

Вторая часть экскурсии проходила в музее деревянного зодчества под открытым небом. Этот музей по сути своей является большим парком со множеством деревянных построек, перевезённых из разных уголков России. Вместо того, чтобы слушать невероятно интересные рассказы о том, чем изба бедного крестьянина отличалась от избы середнячка, и чем та в свою очередь отличалась от избы зажиточного, я решил сам немного погулять по этому музею.

Музей деревянного зодчества

Музей деревянного зодчества

Единственная потенциально интересная выставка «тридевятое царство» оказалась закрыта, поэтому я был вынужден вернуться на экскурсию, где узнал, что у многих путевых часовен есть так называемое гульбище:

Часовня с гульбищем

Часовня с гульбищем

Специальное место, где путники, совершающие паломничество могли бы переночевать, не беспокоя местных жителей.
Закончилась экскурсия по Костроме в центре города, где на малой площади расположены памятник Ивану Сусанину, пожарная каланча, и нулевой километр:

Центр Костромы (коллаж)

Центр Костромы (коллаж)

Нулевой километр, кстати, окружён странными и вроде бы глубокомысленными изречениями: «Время — движущиеся подобие вечности», «Всё настоящее — мгновения вечности», «Время — ткань, из которой состоит жизнь».
Вторая за день экскурсия прошла в Плёсе. Если вы были в этом городе, то должны знать, что там ничего кроме красивых видов. То есть есть, конечно, какие-то музеи (по большей части с картинами), но эти музеи настолько маленькие и в подавляющем большинстве настолько скучные, что я был приятно удивлён тем, что сумел узнать что-то новое и интереное. Всему миру известен Палех, а я теперь в общих чертах знаю, как работают тамошние мастера. На самом деле ничего особенного: сначала обрабатывают дерево, потом грунтовка, а потом покрывают рисунками. Наиболее интересно то, что при росписи практически не используется синий цвет. И эта особенность позволяет отличить роспись, выполненную в Палехе, от росписи, выполненной в селе Холуи.
Отдельного внимания заслуживает станок Жакарра, работающий на перфокартах. Нам ещё в школе много рассказывали о том, какое влияние это изобретение оказало на промышленность и жизнь людей. Более того, принципиально станки для плетения тканей не изменились с момента изоретения, просто стали управляться компьютерами.

Станок Жакарра

Станок Жакарра

Ну а если вернуться к рассказу об экскурсии, то по большому счёту это скорее прогулка по пресечённой местности. Кругом холмы и прекрасные виды. А в самом конце набережной музей Левитана, где он останавливался с чужой женой и другом её мужа.

Плёс (коллаж)

Плёс (коллаж)

Добавить комментарий